Как изменилась роль исследований в системе высшего образования в России, ориентированной на преподавание?
Ответ на этот вопрос подробно раскрывается в главе старшего научного сотрудника ИНИИ Анны Пановой и директора ИНИИ Марии Юдкевич в новой книге "Teaching and Research in the Knowledge-Based Society"
Российская система высшего образования унаследовала от советского периода институциональную обособленность от исследовательского сектора, низкую вовлеченность в исследовательскую деятельность и сосредоточенность на преподавании. Только в конце 2000-х годов правительство начало внедрять инструменты, направленные на развитие исследований в университетском секторе (реформа аспирантуры, целевые программы, изменения в схемах оплаты труда преподавателей). Было проанализировано изменение роли преподавания и исследовательской деятельности, как на уровне сотрудников, так и на уровне университетов и всей системы. Была рассмотрена схемы оплаты труда, преобладающая в секторе, и стимулы, которые они создают. Были проанализированы последствия различных правительственных мер. Исследователи показали, что преподавание остается основным видом деятельности как с точки зрения предпочтений, так и с точки зрения затрачиваемого времени. В то же время изменились стимулы для исследовательской деятельности, в первую очередь в тех университетах, которые стали участниками целевых правительственных программ. Реформы в целом привели к увеличению количества и качества публикаций.
Полный текст
Международная лаборатория институционального анализа экономических реформ: Старший научный сотрудник
Институт институциональных исследований: Директор