• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Круглый стол "Student employment: combining study and work"

Круглый стол «Student employment: combining study and work», организованный совместно Институтом институциональных исследований НИУ ВШЭ и редакционной коллегией журнала «Higher Education in Russia and Beyond» с участием международных экспертов состоялся 11 февраля 2021 года. Участники круглого стола, эксперты из разных стран, обсудили вопросы, связанные с особенностями совмещения учебы и работы студентами, а слушатели круглого стола получили возможность задать экспертам интересующие их вопросы.

Круглый стол "Student employment: combining study and work"

Модераторами круглого стола выступили Мария Юдкевич, проректор НИУ ВШЭ, директор ИНИИ, доцент ФЭН НИУ ВШЭ, и Виктор Рудаков, старший научный сотрудник ИНИИ, доцент ФЭН НИУ ВШЭ. Ключевым спикером круглого стола выступила Maarja Beerkens, профессор Лейденского университета. Также в качестве спикеров были приглашены Сауле Бекова, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ, Izabela Ostoj, профессор Экономического университета в Катовице, Лариса Титаренко, профессор Белорусского государственного университета, Taru Siekkinen, постдок в Университете Ювяскюля, Martin Guzi, профессор Масарикова Университета, Georgiana Mihut, постдок в Ирландском научно-исследовательском институте ESRI, Marco Rupercic, эксперт профсоюза студентов Словении.

Зимой 2020 года Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» выпустил тематический номер журнала Higher Education and Beyond, посвященный совмещению студентами учебы с работой. Этот номер собрал статьи, посвященные проблеме занятости студентов во время обучения в России, Беларуси, Чехии, Эстонии, Финляндии, Венгрии, Казахстане, Нидерландах, Польше, Румынии, Сербии, Словакии, Словении и Украине. Статьи в номере были посвящены следующим тематическим блокам: мотивация, детерминанты работы во время обучения, различия в паттернах совмещения учёбы и работы по уровням образования, влияние совмещения учёбы и работы на образовательные результаты и последующие результаты на рынке труда. Круглый стол стал площадкой, где авторы статей, вошедших в тематический выпуск HERB и другие эксперты по студенческой занятости, смогли углубиться в обсуждение проблем, связанных с совмещением студентами учебы и работы, обменяться мнениями и провести интересную дискуссию.

Совмещение учёбы и работы

Совмещение учёбы и работы студентами вузов – значимый экономический, социальный и образовательный феномен, представляющий существенный интерес как для основных стейкхолдеров системы высшего образования (студентов, преподавателей, домохозяйств, университетов, работодателей), так и для академического сообщества. Исследователи из различных стран по-разному смотрят на этот феномен, выделяют негативные и позитивные последствия совмещения студентами учебы и работы, анализируют причины, по которым студенты начинают работать. Исследования в этой области показывают, что совмещение студентами работы и учебы, в целом, положительно влияет на заработную плату и вероятность трудоустройства, а влияние на образовательные результаты зависит от интенсивности работы. Общий обзор того, как устроен этот феномен в Европе был представлен в выступлении keynote-спикера Maarja Beerkens. Докладчик рассмотрела основные причины, по которым студентам из некоторых европейских стран необходимо работать. Одним из основных факторов, влияющих на решение студентов найти работу, являются финансовые причины, а также необходимость приобретения опыта работы, который оценят работодатели после окончания вуза. Также Маарья выделила ряд культурных факторов и изменения в образовании, связанные с его массовизацией, в качестве иных возможных причин.

Выигрывают ли студенты от совмещения учёбы и работы?

Далее эксперты обсудили вопрос, связанный с выигрышем студентов от совмещения учёбы и работы. Martin Guzi пришел к выводу о том, что в Чехии работающие студенты, скорее, выигрывают, так как работа является привлекательной с финансовой точки зрения, а также работа во время учебы позволяет получить профессиональный опыт. Georgiana Mihut оказалась, в целом, солидарна с Мартином, однако отметила, что студенты будут выигрывать от совмещения работы и учебы только в случае, если не будут работать больше определенного количества часов. Виктор Рудаков также отметил положительные последствия совмещения учебы и работы: на начальных этапах карьеры у студентов, совмещавших учебу и работу, оказывается более высокая заработная плата, однако дополнительного обсуждения, по мнению Виктора, требует вопрос, связанный с оценкой последствий совмещения учебы и работы в долгосрочном периоде.

Различия в паттернах совмещения учёбы и работы

Некоторые эксперты рассказали об особенностях совмещения учебы и работы в различных странах и на образовательных программах различного уровня. Лариса Титаренко объяснила, как этот феномен устроен в Белоруссии. По словам эксперта, в Белоруссии действует аналог целевого обучения для тех студентов, кто учится бесплатно, и студенты пытаются как можно раньше найти работу, чтобы избежать обязательного распределения. Об особенностях совмещения студентами учебы и работы в Словении рассказал Марко Руперчич. По его словам, в Словении существует развитая система предоставления студентам работы, и занятость студентов осуществляется через профсоюзы студентов. Сауле Бекова затронула тему совмещения учебы и работы студентами аспирантуры и рассказала об особенностях такого трудоустройства и о том, как это влияет на вероятность успешного окончания аспирантуры. Мария Юдкевич отметила, что большая разница в моделях совмещения учёбы и работы зависит от дисциплины (специальности), т.к в ряде специальностей опыт работы является важным дополнением образования (например, для социальной работы), в то время как для ряда других специальностей важнее, чтобы студенты сконцентрировались на учёбе.

Как быть университетам с занятостью студентов?

Эксперты также обсудили сложный вопрос о том, как университеты должны отвечать на растущую занятость студентов: помогать студентам и способствовать совмещению ими учебы и работы, оказывать меры, направленные на сокращение уровня занятости среди студентов, или занять нейтральную позицию и не препятствовать развитию такого феномена? Izabela Ostoj полагает, что нейтральная позиция может быть занята вузом в случае, когда работа не мешает учебе, а наилучшей стратегией университета будет оказание студентам помощи в трудоустройстве, так как в этом случае студентам можно предложить ряд специальных разработанных программ.

В заключение Taru Siekkinen рассказала об особенностях трудоустройства студентов в условиях пандемии и предложила меры, которые могли бы оказаться эффективными в новых условиях, когда ряд курсов может проводиться в онлайн формате.

В заключительном слове Мария Юдкевич указала на то, что в соответствии с известной поговоркой, если университеты не могут остановить занятость студентов, они должны её возглавить. Возглавить в том смысле, что университеты должны быть в постоянном контакте с работодателями, развивать сотрудничество с бизнесом и возможности для стажировок. С другой стороны – важно сохранить баланс, связанный с тем, что учёба всё равно должна оставаться основным видом деятельности студента во время обучения в вузе. Также было отмечено, что в ближайшее десятилетие мы движемся к обучению на протяжении всей жизни (lifelong learning), когда работники будут обновлять квалификацию постоянно на протяжении всей трудовой карьеры, и университетам важно предложить гибкие и востребованные образовательные программы для таких студентов.

Видео круглого стола доступно по ссылке