• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа RSSIA: раскрывая научный потенциал

Всего через несколько дней откроется прием заявок на Летнюю школу институционального анализа RSSIA 2018. Самое время вспомнить о том, какой была школа ушедшего лета и почему организаторы и лекторы уже ждут следующую.

Ежегодно, начиная с 2007 года, в начале июля Институт институциональных исследований Национального исследовательского университета Высшей школы экономики проводит Летнюю школу институционального анализа Russian Summer School on Institutional Analysis (RSSIA) в Подмосковье. В 2017 году школа проходила при поддержке Еврокомиссии в рамках программы Erasmus+ Jean Monnet Programme и Фонда Егора Гайдара в живописном месте на востоке Московской области, в конгресс-отеле Ареал.

Основная цель школы – передать участникам теоретические знания и опыт использования инструментальной базы институционального анализа для исследования рынков различных товаров и услуг. RSSIA объединяет студентов и экспертов из разных уголков мира. На школу съезжаются исследователи как из России и Европы (Австрия, Великобритания, Венгрия, Германия, Испания, Нидерланды, Эстония и т.д.), так и из более отдаленных частей света: Индии, Филиппин, Нигерии, Индонезии, Японии, Китая.

В 2017 и в 2018 школа носит название «Европейские практики для молодых исследователей: изучая экономику институционального развития». Основная ее идея – возможности распространения европейских практик институциональных изменений в странах с переходной экономикой и развивающихся экономиках. Тем не менее, в 2017 г. научные интересы слушателей покрывали очень широкий спектр тем: коррупция и экономический рост, банковский сектор и высшее образование – это лишь небольшая часть списка, продолжать который можно очень долго.

Среди наиболее необычных тем исследовательских проектов участников 2017 года – «Обеспечение кооперации домохозяйств для эффективной утилизации отходов» (Шивани Вадера, университет Бердуэн), «Позиционные экстерналии множественных брендов. Почему важны структура рынка, общественная ценность и хорошее регулирование?» (Мачек Лисик, Оксфордский университет), «Роль сетей дружбы и здорового образа жизни в академических достижениях студентов» (Маргарита Примак, НИУ ВШЭ), «Феномен «городов-спутников»: новые подходы» (Аделя Фатихова, МГУ, РАНХиГС), однако это – далеко не полный список.

Как и в любой школе, на RSSIA есть преподаватели и учащиеся. Преподаватели – приглашенные эксперты в области институционального анализа, специализирующиеся на различных проблемных областях и рынках. Эксперты не просто делятся своими знаниями и опытом на лекциях, но с радостью посвящают каждую минуту своего времени обсуждению проектов участников, в результате чего на мероприятиях школы всегда царит интеллектуально-насыщенная атмосфера. Многие эксперты, как, например Джон Най (Университет Джорджа Мейсона и НИУ ВШЭ), Мария Юдкевич (НИУ ВШЭ), Кун Скоорс (Гентский университет), Паола Вальбонези (Падуанский университет и НИУ ВШЭ) являются постоянными лекторами RSSIA уже на протяжении нескольких лет.  

В этом году экспертами на Летней школы также стали Кристиан Браунлис (Университет Помпеу Фабра), Питер Бентли (Мельбурнский университет) и Елена Шакина (НИУ ВШЭ Пермь и НИУ ВШЭ Санкт-Петербург). Лекции экспертов летней школы в этом году демонстрировали большое тематическое разнообразие – коррупция, банковский сектор и финансовые услуги, политические институты, образовательный рынок и академическая профессия.

Также каждый год в один из дней на Летнюю школу приезжает приглашенный лектор, рассказывающий о результатах своих последних эмпирических исследований, соответствующих заявленной тематике RSSIA. В 2017 году таким приглашенным лектором стала Елена Пальцева – научный сотрудник Стокгольмской школы экономики и приглашенный профессор Российской Экономической Школы. Елена рассказывала о результатах одного из своих последних исследований, посвященного взаимосвязи различных политических институтов с коррупцией в ресурсных экономических системах. Также Елена согласилась уделить часть своего времени консультированию студентов, что было крайне эффективно и полезно, поскольку тематика исследовательских проектов многих участников школы лежала в рамках ее научных интересов.

Формат Летней школы RSSIA 2017 соответствовал традиционному и предполагал как ежедневные лекции от экспертов, так и представление студентами собственных проектов, обсуждение их с лекторами и с другими участниками. Студенты прослушали легендарную практическую лекцию Джона Ная о том, как нужно представлять свое исследование, и получили навыки разных форматов презентаций. В первый день каждый участник должен был представить основную идею и результаты своего исследования, имея в запасе всего 3 минуты и один слайд.

Получив по итогам презентации массу вопросов и комментариев, студенты могли подробно обсудить свои проекты индивидуально с лекторами в специально отведенные для этого часы во второй и третий дни летней школы. В четвертый и пятый дни участники повторно представляли свои проекты, но уже в более подробном формате: у каждого было около 10-12 минут на презентацию, в ходе которой необходимо было не только рассказать о своем исследовании, но и упомянуть, как оно может быть улучшено по итогам консультаций с экспертами.

Также в ходе этих более длинных презентаций каждый участник выступил не только в роли докладчика, но и в роли рецензента, получив навыки оппонирования. В результате, исследование каждого участника летней школы получает подробный фидбэк как от опытных экспертов, так и от других молодых исследователей.

На RSSIA многие участники находят единомышленников для реализации своих проектов и продолжают с ними сотрудничество уже за пределами школы. Некоторые студенты благодаря полученным комментариям значительно улучшают свои исследования, получают возможность опубликовать их результаты в престижных международных научных изданиях и, впоследствии, уже сами приезжают на RSSIA в роли экспертов. Так, например, в этом году одним из экспертов школы была Елена Шакина, академический руководитель образовательной программы «Международный бизнес и менеджмент» в кампусе ВШЭ в Санкт-Петербурге и руководитель Международной лаборатории экономики нематериальных активов в Перми, которая 2015 году присутствовала на Летней школе в роли студента.

Участие в летней школе – уникальная возможность для начинающих и молодых исследователей познакомиться с ведущими специалистами в области институциональной экономики, обсудить с ними свои научные проекты, получить навыки презентации своих идей, улучшить знание английского языка и просто найти новых партнеров и друзей. Мы всегда рады видеть новых заинтересованных участников из различных университетов России и мира.

Прием заявок на RSSIA 2018 откроется в течение декабря.

Следите за новостями в Facebook и на сайте Института институциональных исследований.