• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Молодежь мигрирует в города с хорошей репутацией

Возможность найти интересную, хорошо оплачиваемую работу, комфортная социокультурная среда и наличие дружеских и профессиональных контактов на новом месте – вот наиболее важные факторы для выпускников региональных вузов, планирующих переехать в другой город. Потенциал миграции среди молодых кадров изучила стажер-исследователь Института институциональных исследований НИУ ВШЭ Саида Зиганурова.

Экономические выгоды переезда в другой город - высокий уровень жизни в нем и перспектива найти «доходное место» - оказываются ключевым, но не единственным фактором притяжения для выпускников региональных вузов. Двумя другими условиями, позволяющими мобильному молодому специалисту составить положительное впечатление о новом месте проживания, служат социально-психологический комфорт (безопасность и толерантность в местном сообществе) и культурная «аура» города, отметила Саида Зиганурова Доклад «Выпускники региональных вузов как потенциал миграции: мотивы и выбор направления» был представлен на Всероссийской научной конференции памяти Юрия Левады «Современное российское общество и социология», прошедшей в Высшей школе экономики.

Работа опирается на данные опроса студентов выпускных курсов 2013 года, собранные в ходе проекта Центра миграционной политики Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ. Использовались ответы учащихся бакалавриата, специалитета и магистратуры пяти региональных центров: Калининграда, Кемерово, Перми, Ростова-на-Дону и Уфы. Объем выборки - 1658 респондентов.

Переехать планирует четверть опрошенных

Степень «оседлости» выпускников вузов в пяти городах показана на рис. 1. Миграционные намерения выявлял вопрос о том, где учащийся собирается жить после получения диплома. Ровно половина респондентов заявила, что намерена остаться в том же городе, где они учились. Переехать планируют около четверти (23%) выпускников. Из них 14% намерены перебраться в другой город России, а 9% - за границу.

Между «оседлой» и «мобильной» молодежью нет значимых различий по полу или типу места обучения (бюджетное или коммерческое). Важным оказывается опыт миграции: среди обучающихся в неродном городе больше тех, кто планирует переезд.

Рисунок 1. Доля выпускников, планирующих остаться/переехать после окончания вуза.

 

Источник:доклад Саиды Зигануровой.

Автор доклада выявила значимую связь между намерением мигрировать и городом окончания вуза. Из Кемерово по сравнению с другими городами выпускники хотят уезжать меньше всего. Учитывая географическое положение, вполне логично, что в Калининграде больше всего выпускников, планирующих эмигрировать, и меньше всего желающих переехать в другой населенный пункт России, отметила исследователь (таб.1).

В Перми самая низкая возвратная миграция (поток тех, кто намерен вернуться в родной город). Значимо больше потенциальных мигрантов, в том числе и возвратных, в Уфе. В то же время, в столице Башкирии меньше тех, кто планирует переезд в другую страну. Таким образом, из всех изучаемых городов в Уфе сосредоточен наибольший резерв внутренней мобильности.

Таблица 1. Потенциал миграции по городам окончания вуза.

 

Источник:доклад Саиды Зигануровой.

Город привлекает уровнем жизни и культурными ассоциациями

Для определения основных мотивов переезда использовались ответы на вопрос: «Почему вы собираетесь уехать именно в этот город/страну?». Респонденты могли выбрать не более 3 причин (таб.2). В тройке лидеров оказались ответы: «Там я могу найти интересную работу» (32%), «Там я могу рассчитывать на хорошую зарплату» (32%), «Это город моей мечты» (21%).

Таблица 2. Ведущие мотивы миграции.

 

Источник:доклад Саиды Зигануровой.

Любопытно, что мотив «Там есть спрос на специалистов моего профиля» не слишком популярен (около 12%). То есть приоритетна именно интересная работа, причем не обязательно по специальности.

Таким образом, возможный переезд действительно зачастую мотивируется экономическими факторами, такими, как «доходное место», но, в то же время, немаловажно и восприятие города, связанные с ним социокультурные ассоциации. 

Сила ауры

Привлекательность мест притяжения в глазах потенциальных мигрантов позволил конкретизировать факторный анализ.

Первый выявленный фактор опять-таки связан с социально-экономическими условиями в городе: работой, зарплатой, уровнем жизни, а также культурной средой и толерантностью (этот фактор вносит самый большой вклад в объяснение общей дисперсии – 33%). Любопытно, что эти, казалось бы, разнородные характеристики предполагаемого места миграции сосуществуют в одном факторе. По мнению исследователя, это указывает на некую «интегрированную» репутацию города прибытия, его благополучие в широком смысле слова. То есть существует некое общее восприятие потенциальных мест притяжения, основанное на социально-экономических и культурных характеристиках.

Второй фактор связан с безопасностью, приемлемой обстановкой с точки зрения как окружающей среды, так и социального окружения. Этот фактор исследователь определяет как «комфорт» (23%).

Третий фактор ассоциируется с социальным капиталом (16%) – наличием друзей, родственников и профессиональных контактов, которые облегчают адаптацию в малознакомом городе.

Две столицы манят мечтой

Те, кто планирует переезд в Москву, выбирают этот город за возможности хорошей зарплаты и замужества/женитьбы, а также оценивают свои профессиональные контакты как хорошие. Иными словами, выбор Москвы предопределен какими-то карьерными либо семейными планами.

«Выбор Санкт-Петербурга связан с оценкой города как безопасного и толерантного, - указывает Зиганурова, - а мотив выбора этого города очень сложен – «город мечты»». По сути, в случае с северной столицей речь идет о «выборе самого города как особенного», а не из-за возможностей реализации своих планов в нем.

Исследователь заключает, что Москва воспринимается как город для воплощения трудовых намерений, тогда как Санкт-Петербург определяется в терминах комфорта городских условий. Такие представления согласуются с устоявшимися стереотипами об этих городах, считает Зиганурова.

Таким образом, при переезде выпускниками вузов движут прежде всего экономические мотивы, однако значимой оказывается и социокультурная репутация города, его атмосфера и образ жизни, обобщает исследователь.

Полный текст презентации


Текст статьи на сайте OPEC.RU