• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Екатерина Борисова: Как списывают те, кто «за честные выборы».

4 мая 2012. Slon. "Как списывают те, кто «за честные выборы»". Екатерина Борисова рассказывает об эксперименте на экзамене по экономике гражданского общества.

Экзамен по экономике гражданского общества был назначен ровно на время первого из митингов, и нам ничего не оставалось, как принять решение о его домашнем проведении – ведь курс, по которому проводился экзамен, посвящен роли самоорганизации в жизни страны. Как смотреть в глаза студентам, если не дать им возможности выйти на митинг? Притом необходимо было не просто выполнить задание дома, а выполнить его по трем правилам: «не советуйся», «не пользуйся интернетом» и «не выйди за временной лимит». Однако все это лежало только на совести студентов. Многие здесь, вероятно, засмеются – дескать, наивные преподаватели, всем ведь ясно, что наши студенты списывают, кто будет соблюдать эти правила? И мы так сначала думали – кто? Однако, оказалось, не все так просто. Романтично настроенные студенты ходят на митинги, постулируют высокие идеалы правового государства. Но насколько они сами готовы в обыденной жизни следовать правилам? Домашний экзамен для студентов – это, примерно, как выборы без наблюдателей и веб-камер на УИКах. И мы решили провести эксперимент.

Из 21 студента не спрашивали совета друг у друга 12, выполняли задание в отведенное время также 12, не пользовались интернетом 17 (Все данные были получены в ходе анонимного опроса студентов, который мы провели уже после того, как поставили оценки). В нашем эксперименте мы пошли дальше и попросили студентов оценить долю соблюдающих правила в их группе. Кто-то говорил, что таких 0 или 5–10%, кто-то оценивал долю в 80–90%. Чаще других студенты называли два мотива следования правилам: желание проверить собственные знания и доказать себе, что ты не хуже других. В то же время, такой мотив соблюдения правил, как «дело чести и честности», не прозвучал. Среди мотивов нарушения правил назывались простое стремление получить оценку повыше и неформальный студенческий принцип «мы всегда советуемся с друзьями». Согласитесь, эксперимент над студентами хорошо моделирует отношение к праву и ценность соблюдения норм закона в обществе.

Выяснилось, что честное поведение студентов небезусловно и не связано с нормами не зависящего ни от чего честного поведения. Большая часть студентов выступает, таким образом, условными кооператорами. Ведь выполнение правил – это игра, в которой можно выиграть, если отклониться от правил и таким образом получить оценку выше. И, выходит, что кооперироваться не нарушать, студенты будут, только если им самим это выгодно. А приоритет неформальных правил студенческой взаимопомощи над формальными процедурами экзамена, вероятно, наглядно иллюстрирует общее отношение к формальным правилам в России и большую роль неформальных правил взаимодействия. Отдельно стоит заметить, что для четверых студентов следование неформальным правилам было и вовсе бессмысленно: они посетили достаточное количество лекций (80–90%), чтобы действовать эффективно и по закону, то есть самостоятельно и честно решить экзамен и получить высокий балл – вознаграждение. Тем не менее, эти студенты так же предпочли следовать неформальным правилам, а не законным. Что не мешало им поддерживать митингующих или даже ходить на митинги «За честные выборы».

Конечно, это был пока только один домашний экзамен, и это была только одна небольшая группа студентов. Но все же, в преддверии новых подобных экспериментов, выводы напрашиваются. Ситуация со зрелостью гражданских норм оказалась, с одной стороны, не такая плохая, как думалось изначально, до проведения домашнего экзамена, но с другой – реальная мотивация соблюдения правил и их нарушения выглядит пока очень «зеленой». Умение честно выполнять правила даже тогда, когда за этим никто не следит, и когда фактически нет санкций за нарушение – это реальный тест, который мы пока пройти, похоже, не готовы. И вы, конечно, знаете, что в США практика таких экзаменов очень распространена, и есть основания верить в соблюдение их правил, несмотря на нарушающие порой спокойствие скандалы. А такие эксперименты над студентами – хороший индикатор потребности общества в «Честных выборах».