• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лонгитюдное исследование формирования и эволюции социальных связей учащихся

Целью данного проекта является изучение процесса формирования и развития социальных связей студентов в университетской среде. Мы анализируем факторы, влияющие на вероятность формирования дружеских связей и связей взаимопомощи по учебе между студентами на первом курсе обучения, определяем структуру социальных сетей учащихся, выявляем наиболее популярных и наиболее активных акторов в сети, а также отслеживаем развитие социальных связей в процессе обучения.

Эмпирическая часть исследования основана на анализе результатов лонгитюдного опроса студентов НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде. В опросе принимали участие студенты, поступившие на образовательные программы факультетов экономики, менеджмента, права и бизнес информатики и математики НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде в 2012 году. В дальнейшем данные студенты опрашивались ежегодно в течение всего времени обучения в бакалавриате. Таким образом, было собрано четыре волны наблюдений.

Анкетирование студентов проводилось во время лекционных занятий в течение 15-20 минут. Студентам была предложена распечатанная анкета, к которой их просили ответить на вопросы. Все вопросы в анкете, за исключением вопросов о социальных связях, являются закрытыми. Анкета содержала вопросы, отражающие социально-демографические и индивидуальные характеристики студентов. Для анализа социальных связей был разработан блок вопросов, в которых респондентам предлагалось указать фамилии однокурсников, с которыми они общались больше всего (такие связи мы идентифицировали как дружеские) и к которым они чаще всего обращались за помощью по учебе (данные связи мы идентифицировали как связи взаимопомощи по учебе). Так как опрос носил не анонимный характер, анализ анкетных данных позволил построить социальные сети дружбы и взаимопомощи по учебе. Данные опроса были дополнены официальными данными об успеваемости студентов, предоставленными деканатам НИУ ВШЭ. После объединения данных из разных источников они были анонимизированы и используются только в обобщенном виде.

Согласно результатам анкетирования структура социальных сетей на разных факультетах и в разные годы обучения во многом схожа, незначительные различия связаны, главным образом, с численностью студентов на разных факультетах. Формирование социальных сетей носит не случайный характер, а определяется действием трех групп факторов, связанных с близостью индивидуальных характеристик студентов, с их географической близостью и положением студентов в сети.

Результаты настоящего проекта представлены в следующих публикациях:


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.