Лонгитюдное исследование формирования и эволюции социальных связей учащихся
Целью данного проекта является изучение процесса формирования и развития социальных связей студентов в университетской среде. Мы анализируем факторы, влияющие на вероятность формирования дружеских связей и связей взаимопомощи по учебе между студентами на первом курсе обучения, определяем структуру социальных сетей учащихся, выявляем наиболее популярных и наиболее активных акторов в сети, а также отслеживаем развитие социальных связей в процессе обучения.
Эмпирическая часть исследования основана на анализе результатов лонгитюдного опроса студентов НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде. В опросе принимали участие студенты, поступившие на образовательные программы факультетов экономики, менеджмента, права и бизнес информатики и математики НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде в 2012 году. В дальнейшем данные студенты опрашивались ежегодно в течение всего времени обучения в бакалавриате. Таким образом, было собрано четыре волны наблюдений.
Анкетирование студентов проводилось во время лекционных занятий в течение 15-20 минут. Студентам была предложена распечатанная анкета, к которой их просили ответить на вопросы. Все вопросы в анкете, за исключением вопросов о социальных связях, являются закрытыми. Анкета содержала вопросы, отражающие социально-демографические и индивидуальные характеристики студентов. Для анализа социальных связей был разработан блок вопросов, в которых респондентам предлагалось указать фамилии однокурсников, с которыми они общались больше всего (такие связи мы идентифицировали как дружеские) и к которым они чаще всего обращались за помощью по учебе (данные связи мы идентифицировали как связи взаимопомощи по учебе). Так как опрос носил не анонимный характер, анализ анкетных данных позволил построить социальные сети дружбы и взаимопомощи по учебе. Данные опроса были дополнены официальными данными об успеваемости студентов, предоставленными деканатам НИУ ВШЭ. После объединения данных из разных источников они были анонимизированы и используются только в обобщенном виде.
Согласно результатам анкетирования структура социальных сетей на разных факультетах и в разные годы обучения во многом схожа, незначительные различия связаны, главным образом, с численностью студентов на разных факультетах. Формирование социальных сетей носит не случайный характер, а определяется действием трех групп факторов, связанных с близостью индивидуальных характеристик студентов, с их географической близостью и положением студентов в сети.
Результаты настоящего проекта представлены в следующих публикациях:
- Валеева Д.Р., Докука С.В., Юдкевич М.М. Разрыв дружеских связей при академическом неуспехе: социальные сети и пересдачи у студентов, Вопросы образования, 2017. № 1. С. 8–24
- Dokuka S., Krekhovets E., Priymak M. Health, Grades and Friendship: How Socially Constructed Characteristics Influence the Social Network Structure, in: Analysis of Images, Social Networks and Texts. 6th International Conference, AIST 2017, Lecture Notes in Computer Science, Revised Selected Papers / Ed. by W. M. van der Aalst, D. I. Ignatov, M. Khachay, S. Kuznetsov, V. Lempitsky, I. A. Lomazova, A. Napoli, A. Panchenko, P. M. Pardalos, A. V. Savchenko, S. Wasserman. Vol. 10716. Springer, 2017. P. 381-391.
- Leonova L., Krekhovets E. SOCIAL TIES OF UNIVERSITY STUDENTS: EVIDENCE FROM A LONGITUDINAL SURVEY IN RUSSIA / NRU Higher School of Economics. Series EDU "Education". 2016. No.33.
- Креховец Е. В., Польдин О. В. Социальный капитал студентов сквозь призму социальных сетей: анализ структуры и ключевых акторов // Вопросы образования. 2016. № 3. С. 59-79.
- Креховец Е. В., Польдин О. В. Студенческие социальные сети: формирование, особенности, ключевые игроки // В кн.: XVI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 4. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016. С. 581-589.
- Валеева Д.Р., Докука С.В., Юдкевич М.М. Коэволюция социальных сетей и академических достижений студентов // Вопросы образования, 2015, №3. С. 44-65
- Poldin O., Valeeva D., Yudkevich M. Choice of specialization: do peers matter? // Applied Economics. 2015.
- Dokuka S., Valeeva D., Yudkevich M. M. The Diffusion of Academic Achievements: Social Selection and Influence in Student Networks / NRU Higher School of Economics. Series SOC "Sociology". 2015. No. WP BRP 65/SOC/2015.
- Креховец Е. В., Польдин О. В. Факторы формирования дружеских связей студентов // Прикладная эконометрика. 2015. Т. 40. № 4. С. 49-63.
- Валеева Д.Р., Польдин О.В., Юдкевич М.М. Связи дружбы и помощи при обучении в университете // Вопросы образования, 2014, № 4. С. 70-84.
- Креховец Е. В., Польдин О. В. Дружеские сети студентов: факторы формирования и основные характеристики / Высшая школа экономики. Серия WP10 "Научные доклады Института институциональных исследований". 2014. № 1.
- Androuschak G. V., Poldin O. V., Yudkevich M. M. Role of peers in student academic achievement in exogenously formed university groups // Educational Studies. 2013. Vol. 39. No. 5. P. 568-581.
- Валеева Д. Р., Польдин О. В., Юдкевич М. М. Связи дружбы и помощи при обучении в университете // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 70-81.
- Креховец Е. В., Польдин О. В. Социальные сети студентов: факторы формирования и влияние на учебу // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 127-144.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.