• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Описание проекта

Одна из частей исследования посвящена изучению социальных связей в студентов в учебных группах.

Связаны ли академические достижения студентов с их личным успехом в университетской среде? Мы пытаемся ответить на этот вопрос, изучая факторы, определяющие личную позицию учащегося в студенческих сетях, а также факторы, определяющие структуру этих сетей.

Мы рассматриваем два возможных типа связей в учебных группах. Первый тип – это дружеские связи (которые направлены на тех студентов, с которыми студент проводит больше всего времени), второй – образовательные связи (которые направлены на тех, к кому студент предпочитает обращаться за помощью во время учебы). Используя методы анализа социальных сетей, мы изучаем взаимодействия этих двух типов связей и обнаруживаем их корреляции с образовательными и социальными характеристиками студентов.

На данный момент проект выполняется в двух кампусах Вышки: в Москве и Нижнем Новгороде.


Лонгитюдное исследование социальных сетей студентов в Нижнем Новгороде

В НИУ ВШЭ (Нижний Новгород) проводится лонгитюдное исследование студентов первого и второго курса. В этом исследовании участвуют студенты факультетов экономики, менеджмента, бизнес-информатики, права. Опросы проводятся как раз в год, так и несколько раз в течение года. Основная цель лонгитюдного исследования — оценить изменения, которые могут происходить в среде обучения и в социальных связях студентов. На данный момент проходит сбор данных.

 

 

На рисунке изображена социальная сеть студентов факультета экономики. Размер узлов обозначает популярность студентов, цвета — группирование студентов по кругам общения.


Влияние друзей на академическую успеваемость студентов в Москве

В НИУ ВШЭ (Москва) мы оцениваем, в какой степени академическая успеваемость друзей студента влияет на его собственную успеваемость. Помимо сетевого анализа, проводится анализ эффектов сообучения, которые заключаются в том, что один и тот же студент может учиться лучше в сильной группе, и хуже — в слабой.

Мы обнаружили, что успеваемость студента значимо связана с успеваемостью его ближайших друзей. Собственная успеваемость студента возрастала, если среди его друзей и помощников по учебе оказывались студенты с хорошей успеваемостью, высокими ЕГЭ по математике, победители или призеры олимпиад школьников.

Результаты исследования были представлены на следующих конференциях и семинарах:

  1. XXXIII Sunbelt Social Networks Conference 21-26 мая 2013
    2. 17th Annual Conference of The International Society for New Institutional Economics 20-22 июня 2013


Влияние друзей на выбор специализации студентов в Москве

Влияние друзей и помощников по учебе важно также и при выборе специализации. Мы обнаружили, что наибольший эффект на выбор специализации проявляется со стороны тех друзей, которые одновременно помогают в учебных вопросах и имеют схожую успеваемость. Взаимные дружеские связи оказывают более значимое влияние на выбор, чем невзаимные связи.

Результаты исследования были представлены на следующих конференциях и семинарах:

1. IV Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования «Университетские традиции: ресурс или бремя?» 26-28 сентября 2013

 

Формирование социальных сетей студентов

В НИУ ВШЭ (Нижний Новгород) были опрошены студенты факультетов экономики и бизнес-информатики. На основе полученных данных мы обнаружили, что связи дружбы и связи помощи при обучении устроены по-разному. Мы показываем, что вероятность наличия связи между студентами существенно зависит от их принадлежности к одной группе обучения и одному полу. Студенты обращаются за помощью и дружат с одногруппниками со схожими оценками. Академически успешные студенты являются более популярными в сети помощи при обучении, однако не отличаются популярностью в сети дружбы.

Результаты исследования были представлены на следующих конференциях и семинарах:

1. Научный семинар факультета экономики НИУ ВЩЭ (Нижний Новгород) 29 января 2012 г.

2. Семинар «Социальные сети студентов и школьников» в Лаборатории «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург) 20 марта 2012 г.

3. Международнеая конференция «Сети в глобальном мире: структурные трансорфмации в Европе, США и России» 22-24 июня 2012 г.

4. XXXIII Sunbelt Social Networks Conference 21-26 мая 2013

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.