Описание проекта
Одна из частей исследования посвящена изучению социальных связей в студентов в учебных группах.
Связаны ли академические достижения студентов с их личным успехом в университетской среде? Мы пытаемся ответить на этот вопрос, изучая факторы, определяющие личную позицию учащегося в студенческих сетях, а также факторы, определяющие структуру этих сетей.
Мы рассматриваем два возможных типа связей в учебных группах. Первый тип – это дружеские связи (которые направлены на тех студентов, с которыми студент проводит больше всего времени), второй – образовательные связи (которые направлены на тех, к кому студент предпочитает обращаться за помощью во время учебы). Используя методы анализа социальных сетей, мы изучаем взаимодействия этих двух типов связей и обнаруживаем их корреляции с образовательными и социальными характеристиками студентов.
На данный момент проект выполняется в двух кампусах Вышки: в Москве и Нижнем Новгороде.
Лонгитюдное исследование социальных сетей студентов в Нижнем Новгороде
В НИУ ВШЭ (Нижний Новгород) проводится лонгитюдное исследование студентов первого и второго курса. В этом исследовании участвуют студенты факультетов экономики, менеджмента, бизнес-информатики, права. Опросы проводятся как раз в год, так и несколько раз в течение года. Основная цель лонгитюдного исследования — оценить изменения, которые могут происходить в среде обучения и в социальных связях студентов. На данный момент проходит сбор данных.
На рисунке изображена социальная сеть студентов факультета экономики. Размер узлов обозначает популярность студентов, цвета — группирование студентов по кругам общения.
Влияние друзей на академическую успеваемость студентов в Москве
В НИУ ВШЭ (Москва) мы оцениваем, в какой степени академическая успеваемость друзей студента влияет на его собственную успеваемость. Помимо сетевого анализа, проводится анализ эффектов сообучения, которые заключаются в том, что один и тот же студент может учиться лучше в сильной группе, и хуже — в слабой.
Мы обнаружили, что успеваемость студента значимо связана с успеваемостью его ближайших друзей. Собственная успеваемость студента возрастала, если среди его друзей и помощников по учебе оказывались студенты с хорошей успеваемостью, высокими ЕГЭ по математике, победители или призеры олимпиад школьников.
Результаты исследования были представлены на следующих конференциях и семинарах:
- XXXIII Sunbelt Social Networks Conference 21-26 мая 2013
2. 17th Annual Conference of The International Society for New Institutional Economics 20-22 июня 2013
Влияние друзей на выбор специализации студентов в Москве
Влияние друзей и помощников по учебе важно также и при выборе специализации. Мы обнаружили, что наибольший эффект на выбор специализации проявляется со стороны тех друзей, которые одновременно помогают в учебных вопросах и имеют схожую успеваемость. Взаимные дружеские связи оказывают более значимое влияние на выбор, чем невзаимные связи.
Результаты исследования были представлены на следующих конференциях и семинарах:
Формирование социальных сетей студентов
В НИУ ВШЭ (Нижний Новгород) были опрошены студенты факультетов экономики и бизнес-информатики. На основе полученных данных мы обнаружили, что связи дружбы и связи помощи при обучении устроены по-разному. Мы показываем, что вероятность наличия связи между студентами существенно зависит от их принадлежности к одной группе обучения и одному полу. Студенты обращаются за помощью и дружат с одногруппниками со схожими оценками. Академически успешные студенты являются более популярными в сети помощи при обучении, однако не отличаются популярностью в сети дружбы.
Результаты исследования были представлены на следующих конференциях и семинарах:
1. Научный семинар факультета экономики НИУ ВЩЭ (Нижний Новгород) 29 января 2012 г.
4. XXXIII Sunbelt Social Networks Conference 21-26 мая 2013
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.