• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стоимость образовательных услуг и экономические стратегии университетов в России: Сравнение объяснительной силы трех классических подходов (научный семинар ИНИИ)

Докладчики: Тамара Ковалева (НИУ ВШЭ, СПб филиал), Михаил Соколов (ЕУСПб).

Докладчики: Тамара Ковалева* (НИУ ВШЭ, СПб филиал), Михаил Соколов** (ЕУСПб).

24 мая, четверг, Ауд. Ж-804 (Покровский б-р, 11), 18:40

За что люди на самом деле платят, когда они платят за высшее образование? Множество ответов на этот обманчиво простой вопрос, которые можно встретить во всевозможных академических и неакадемических источниках, можно разделить на три большие группы: профессиональные, классовые и ситуационные объяснения. Первым соответствует модель университетов как тренировочных центров, в которых, порой в экстремальных условиях, приобретаются необходимые для выживания навыки. Вторым - модель университетов как закрытых частных клубов, служащих для консолидации господства классовой элиты. Наконец, третья модель определяет университет как подобие санатория, биографического тайм-аута, которые может быть использован молодыми людьми для подготовки к вхождению во взрослую жизнь. В этом докладе рассматриваются все три теоретические модели, а затем данные о стоимости образовательных услуг в России анализируются с тем, чтобы понять, какая из них наилучшим образом соответствует отечественной ситуации. Дополнительно исследуется предположение о том, что рынки образования по разным специальностям функционируют по несколько различающимся правилам в зависимости от того, насколько (а) данная специальность ассоциируется с привлекательными карьерными перспективами; (б) насколько соответствующая образовательная дисциплина является парадигматически развитой, допускающей однозначную оценку качества образовательных услуг. Наше предположение состоит в том, что специальности с привлекательными карьерными перспективами и высоким парадигматическим развитием будут пополняться, прежде всего, студентами с профессиональной мотивацией, сочетание привлекательных карьерных перспектив и низкого парадигматического развития будет  выбираться студентами с классовой мотивацией, наконец, студенты с ситуативной мотивацией будут чаще выбирать специальности с низкой парадигматичностью, даже несмотря на их низкую карьерную привлекательность.

Материалы к семинару: скачать

 

*Ковалева Тамара Алексеевна - cтудентка 4 курса факультета социологии СПб филиала НИУ-ВШЭ

**Соколов Михаил Михайлович - кандидат социологических наук, доцент факультета политических наук и социологии Европейского университета Санкт-Петербурга