• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психологические предикторы академической успеваемости (научный семинар ИНИИ)

Докладчики: Екатерина Орёл (ЛИА ИНИИ), Евгений Осин (НУГ позитивной психологии и качества жизни НИУ ВШЭ)

Докладчики: Екатерина Орёл* (ЛИА ИНИИ), Евгений Осин** (НУГ позитивной психологии и качества жизни НИУ ВШЭ)

17 января, вторник, Ауд. 309 (ул. Мясницкая, 20), 18:00

Одно из главных направлений психологических исследований академической успеваемости – изучение типов личности, показывающих более высокие учебные достижения. На семинаре будут представлены два исследования различных психологических детерминант академической успеваемости. Первое исследование, проведённое на студентах Нижегородского филиала НИУ ВШЭ, связывает пятифакторную модель личности (Costa, MacRae, 1987) и академическую успеваемость студентов. Пятифакторная модель личности, или “Большая пятёрка”, представляет собой пять базовых личностных характеристик, устойчиво выделяющихся у представителей разных культур. К этим биполярным факторам относят экстраверсию / интроверсию, согласие / независимость, самоконтроль / импульсивность, эмоциональную стабильность / тревожность, новаторство / консерватизм. В большинстве аналогичных западных работ, исследующих взаимосвязь выраженности черт «Большой пятёрки» и академической успеваемости, было показано, что успеваемость значимо связана с такими чертами как согласие и интеллектуальная открытость. В нашем исследовании были получены несколько другие значимые взаимосвязи: нам удалось подтвердить связь успеваемости и согласия, однако второй чертой, связанной с высоким уровнем успеваемости, оказалась тревожность. В докладе мы проанализируем возможные причины проявления именно такого набора личностных черт. Второе исследование представят коллеги из НУГ позитивной психологии и качества жизни. Они представят результаты исследования психологических характеристик, связанных с успеваемостью, проведённом на факультете химии МГУ. В нём рассматривается вклад в успеваемость таких переменных, как личностный потенциал и особенности мотивации, для студентов, поступивших на общих основаниях по результатам ЕГЭ и студентов, зачисленных по результатам олимпиад. В работе показано, по каким психологическим характеристикам отличаются студенты, зачисленные на разных основаниях, и как эти характеристики связаны с их дальнейшей успеваемостью в Университете.


*Орёл Екатерина Алексеевна - научный сотрудник ЛИА, старший преподаватель кафедры организационной психологии.

**Осин Евгений Николаевич - научный сотрудник НУГ позитивной психологии и качества жизни, старший преподаватель кафедры общей и экспериментальной психологии.